23.12 12:59 | Вероника Ежова
В Чечне случилось что-то непонятное: в результате неизвестного заболевания в больницах оказалось более ста детей.
Симптоматика указывает на отравление, однако специалисты считают, что это все-таки не отравление, а некая психогенная реакция на пережитый стресс, принявшая характер эпидемии.
Когда в Шелковском районе Чечни десяткам детей потребовалась медицинская помощь. Первая версия, возникшая у взрослых – дети чем-то отравились. Именно отравлением проще всего было бы объяснить наблюдавшиеся симптонмы: озноб, головная боль, удушье, онемение конечностей. Правда, у всех заболевших наблюдались еще и приступы страха, порою переходящие в психоз.
Однако первые же экспертизы не подтвердили версию отравления. К изучению странного случая в Чечне подключались все новые и новые специалисты – но история болезни детей (среди которых подавляющее большинство составляли девочки) от этого ясней не становилась.
В связи со случившимся средства массовой информации вспомнили, что нечто подобное в этих краях уже происходило: только за минувшую осень в Шелковском районе дети обращались к медикам с симптомами отравления (резкие головные боли, онемение конечностей, удушье) как минимум дважды. По этим фактам даже вроде бы возбуждались уголовные дела, которые затем сходили на нет – причины отравлений оставались загадочными.
На сей раз эпидемия оказалась настолько масштабной, что не заметить ее из Москвы было уже нельзя. Появились сюжеты в телевизонных новостных выпусках, статьи в газетах, в чеченскую станицу потянулись маститые специалисты… Которые через некоторое время все-таки поставили диагноз – "психогенный псевдоастмический синдром". Общественности объяснили, что это не психоз, что это некая "психологическая ответная реакция, которая проявляется в виде физических симптомов, которые не укладываются ни в какое заболевание". А чтобы никто не заподозрил, что российские специалисты это сами придумали, не в силах разобраться в истинных причинах эпидемии, главный нарколог Чеченской республики Муса Дальсаев заявил, что нечто подобное наблюдалось и в Америке, в одной из школ. Тогда дети массово заболели из-за страха перед биотерроризмом.
В Чечне возникновение такого синдрома может быть связано, по мнению специалистов, с длительным стрессом, вызванным боевыми действиями в республике. Почему этот стресс проявился именно сейчас, когда, если верить официальной версии, жизнь в Чечне неуклонно налаживается и становится с каждым днем все более мирной – специалисты не объяснили.
Впрочем, версия про психогенную причину подкосившего десятки чеченских детей недуга устроила не всех.
Во-первых, ряд экспертов считает, что могло иметь место быть сочетание психогенного фактора еще с чем-то. И первопричиной заболеваний являлось именно это "что-то". Стрессы же постоянные, страхи и прочее могли лишь дать дополнительный толчок.
Во-вторых, Чечня – это много военных. А где военные, там могут быть всякие вредные химикаты. И хотя версия об использовании отравляющих веществ была отвергнута весьма оперативно, существуют и другие вредные для здоровья вещества. Более того – версия о присутствии химикатов, похоже, начинает подтверждаться: в пятницу Дагестанское бюро судмедэкспертизы сообщило, что причиной отравления детей в Шелковском районе Чечни стали стали пары этиленгликоля. Их удалось обнаружить в крови пострадавших.
Если выводы дагестанских специалистов подтвердятся, следствию придется ответить на вопрос, каким образом в организмы чеченских детей попал этиленгликоль. Сфера его применения между тем весьма широка – это и кожевенная промышленность, и парфюмерное производство, и фармакология, и даже производство взрывчатых веществ.
Так что, судя по всему, одним длительным стрессом объяснить все случившееся уже не удастся.